Маёвка с самоваром и балалайкой

«Чрезвычайное торжество у нас произошло 18 мая. Впервые все школы города Темрюка в числе до 1500 душ совершили совместную маёвку, – сообщала в 1904 году газета «Кубанские областные ведомости». – Каждая школа имела свой большой флаг, а каждое отделение – небольшой значок. Шествие началось от Воронцовского бульвара (ныне – парковая зона на улице Розы Люксембург) в сопровождении военного оркестра. Местом для маёвки были избраны лозы и поляны в пяти вёрстах от города… Замечательно, что всего восемь лет назад на этом месте, где происходила маёвка, был Ахтанизовский лиман, и здесь плавали пароходы…»

В 1904 году Темрюк с юга омывал уже не лиман, а азовский рукав Кубани, который в памятный день 18 мая «покрылся парусными лодками, на которых переезжали родители школьников к месту прогулки».

А нарядная ученическая колонна (воспитанницы дореволюционных женских школ с веночками на головах несли на плечах гирлянды из цветов и зелени) свой путь преодолела за час с песнями и криками «Ура!»

– Нагулявшись вдоволь и подкрепив свои силы, школы в полном порядке возвратились домой. Обратно все дети шли, имея в руках зелёные ветви вербы. Темрючанам прогулка пришлась по душе. Почти всё население явилось за школами в лес, – отмечал автор корреспонденции.

Ходили с красными флагами и били стёкла

В следующем, 1905 году Первомай на Кубани открыл череду забастовок и погромов: с 5 по 10 мая прошла забастовка легковых извозчиков, 14 мая – официантов, с 9 по 16 сентября – забастовка екатеринодарских портных. 4 октября демонстранты вышли на улицу Красную и разгромили музыкально-оружейный магазин Гуренкова и Болденкова, а на следующий день толпа била стёкла в типографии «Согласие» и ходила по улицам с красными флагами, революционными песнями и речами. В Темрюке 1905-й год тоже ознаменовался социальным взрывом – весной взбунтовались портовики. Без криков и долгих споров тысячная толпа грузчиков выдвинулась из порта к конторе компании Луи Дрейфуса, находившейся напротив старой городской бани, на пересечении улиц Карла Либкнехта и Советской.

«На поляне загорелись костры, на которых готовилась пища, закипели самовары… Были в этот день и игры, и танцы под оркестр, и декламация учениками стихов, и песни под балалайку», – так описывала газета маёвку в Темрюке в 1904 году.

Бизнес этого хлеботорговца тогда процветал: агенты представителя швейцарского банкирского дома Луи Дрейфуса скупали пшеницу в ближайших станицах, сплавляли её по реке Кубани в Темрюк, а затем из темрюкского порта морем переправляли за границу.

К забастовщикам сначала присоединились швачки (портнихи) артели, а по ходу движения колонны в её ряды вливалась городская беднота. Но разбираться было не с кем: когда демонстранты вошли в контору, Луи Дрейфус уже исчез в неизвестном направлении. Разбушевавшиеся портовые грузчики ринулись к амбарам. Сорвав с них замки, они набросились на пшеницу – ссыпали зерно в пустые мешки, и каждый брал столько, сколько мог унести.

Луи Дрейфус, спешно покинувший Темрюк в тот злополучный для него день, так и не вернулся в портовый город – свой бизнес он продал купцам Вафиади. А портовые грузчики не оставили своих революционных настроений. Активисты Трофим Ружицкий и Андрей Швыдкой вошли в первую группу большевиков-революционеров, организованную в Темрюке Андреем Карпузи – владельцем городского книжного магазина и типографии.

Под лозунгом «Вся власть Советам»

Карпузи – человек, чья биография неразрывно связана с революционным движением. Он организовал первую демонстрацию в Темрюке в знаменательный день Первомая 1917 года. Спустя двенадцать лет он так описывал это событие в своих воспоминаниях:

– В дни керенщины праздновался день Первого мая. Праздничество было устроено городским самоуправлением вкупе с кадетским советом (Исполкомом гражданского комитета). Группа большевиков стала также готовиться к празднованию Первого мая. Накануне мы собрались в местном книжном магазине, с помощью плантаторских работниц сшили знамя с лозунгом «Вся власть Советам».

Настал день Первого мая. Весь город высыпал на улицы и, собравшись на площади, грандиозным шествием двинулись на окраину. На широком поле за городом манифестация расположилась широким кругом, посреди которого поставили знамёна, оркестр и трибуну.
Наша фракция поручила мне, как председателю своему, выступить и сказать о первомайском празднике рабочих, о значении его в социальной революции и лозунге «Вся власть Советам».
Первое мая прошло, как демонстрация и подсчёт наших сил. Наше влияние в кадетском Исполкоме стало решающим.

Потрудились и спустили на воду пароход «Субботник»

А 1 мая 1918 года митинги, шествия и демонстрации в России проходили уже под советскими флагами. Тогда была заложена традиция отмечать этот праздник по-трудовому – совмещая с субботником.

Темрюк в этот день пестрел первомайской атрибутикой – повсюду зелень, фасады домов и учреждений декорированы знамёнами, плакатами и коврами. Обязанность украшать общественные здания и частные домовладения вменялась всему населению специальными предписаниями местных властей.

Утром военнослужащие, комсомольцы, члены профсоюзов, служащие и учащиеся Темрюка вышли на манифестации. А днём состоялся митинг, после которого юные и взрослые темрючане отправились на пристань.

Во время первомайского субботника был спущен на воду пароход со знаковым названием «Субботник», было выгружено 2000 пудов муки, 1500 пудов пшена, 500 пудов крупы, 600 пудов ячменя. Культурно-развлекательная часть праздника состоялась вечером – горожане были приглашены на спектакли-митинги.

Нынешний Первомай не все отметят в кругу семьи, кому-то выпало встретить его на передовой борьбы за идеалы Родины. И пусть их подвиг приближает нас к Миру, Труду и Маю!

Благодарим за помощь в сборе материалов к статье краснодарского краеведа Сергея Милованова.