Мы с вами давно знакомы и взаимодействуем практически с 1991 года. Возрождение и развитие морских портов Тамани – это отдельная страница в истории города и района. В этом году исполняется 160 лет порту Темрюк. В условиях современной России Вы были вдохновителем идеи и создателем системы управления портовым хозяйством Тамани, формировали политику и сплачивали единомышленников, ведя их за собой, создали эпохальное и дальновидное дело. По праву удостоены ряда государственных, ведомственных, региональных и международных наград и званий. Для нас Вы уважаемый, авторитетный, признанный руководитель, моряк-профессионал, человек с весьма интересной, многогранной историей жизненного пути. Сегодня, работая в ЦА ФГУП «Росморпорт», не расстаетесь с Таманскими портами. В 2019 году исполнилось 50 лет Вашей напряженной трудовой деятельности. Это значимая дата. Мы Вас искренне поздравляем. Если можно, пожалуйста, поделитесь – как вам все это удалось пройти?

Благодарю! Я всегда рад встрече с вами и признателен коллективу газеты «Тамань» за наше деловое взаимодействие. Пользуясь возможностью отмечаю, что невозможно пройти жизнь, не оглянувшись ни разу назад.  Ведь с каждым шагом за спиной мы оставляем то, что никогда уже не будет впереди, и еще, самое интересное в жизни то, о чем ты еще ничего не знаешь. В 2019 году исполнилось 50 лет моей трудовой деятельности, посвященной флотуи системным вопросам морской отрасли.  

Спасибо родителям,  которые с  Божьей помощью дали мне жизнь, и Судьбе за представленную возможность получить высшее морское образование, пройти напряженный, наполненный испытаниями и форс-мажорными обстоятельствами, но весьма памятный и интересный 17-летний флотской путь в составе многонациональных экипажей из народов СССР на судах дальнего плавания с портом приписки Батуми, освоить 12 типов судов различных проектов и назначений, совершая на них грузоперевозки, побывать в портах 32 стран мира, сформироваться  как  профессионалу, способному принимать решения и нести за них ответственность, понять смысл и цену человеческой жизни, научиться работать с людьми и управлять коллективом.  В море есть своя особенная красота — это красота подлинного риска и человеческого мужества.

После флота в 1987-1991г.г.был командирован представителем морского флота по линии В/О «Судоимпорт» в Югославию, где участвуя в строительстве и приемке 20 судов, прошел школу судостроения.

На волне 90-х ипреждевременного ухода из жизни в 1991г. в Темрюке тестя, оставив все в Батуми, переехали с семьей для ухода за больной тещей, ветераном ВОВ. На новом месте, в то не простое время, пришлось все начинать сначала. Благодаря поддержке друзейбыл прописан и трудоустроен в порт главным инженером управления «Азрыбтехфлот»,основным видом деятельности которого было производство дноуглубительных работ. При акционировании в 1992г. ОАО «Азрыбтехфлот» по инициативе коллектива, поддержанной Администрацией района, был переименован в ОАО «Морской торговый порт Темрюк».

В декабре 1993г. вышло постановление Правительства РФ «Об организации управления морскими портами», на основании которого в 1994г. начали создаваться морские администрации портов(МАП).Вопрос создания МАП Темрюк и назначение меня ее начальником был инициирован перед Минтрансом России Администрациями района, края и руководством ЗАО «Компания портТемрюк». На главенствующую роль в портах Темрюк и Кавказ претендовали речники и рыбаки, поскольку и их ведомствами также учреждались администрации. Директор Департамента речного транспорта, опередив всех, издал такой приказ №49/л от 13.04.95г.

Понимая разницу между устьевым речным портом и морским с учетом перспективы развития, приказ я не принял, что вызвало недовольство, и мне в Администрациикраяпредложилипредставить обоснование. Вскоре от «Ассоциации международного морского права» я получил документ о статусе морских, речных и рыбных портов, ознакомившись с которым Председатель правительства Краснодарского края Гладской В.Ф. призвал всех успокоиться и не мешать работать. Решение по порту Темрюк в статусе морской, созданию в нем МАП и назначении меня начальником было принято Министром транспорта России Н.П.Цахом с изданием приказа №15 от 1 марта и  №42/К-ДМ от 05 марта 1996г.Об этом Николай Петрович вспоминает в своей книге «От штурмана до министра», изданной в 2010г.

Особо признателен руководству Минтранса России, Росморречфлота, ФГУП «Росморпорт», Администрации Краснодарского края и Темрюкского района, учредителям ЗАО «Компания порт Темрюк» за оказанное мне доверие и поддержку стать участником возрождения морского ареала Тамани. Благодаря нашей совместной работе с участием командования ВМФ, ФПС и Таможенной службы России, МАП Новороссийск, проектных,научных и портовых организаций, МАП была выстроена деятельная схема взаимодействия государственных структур и частных компаний, тяготеющих к портовой деятельности, используя которую без привлечения бюджетных средств, практически с «нуля»,реализовали ряд масштабных проектов по созданию и развитию портовой инфраструктуры.

В порту Темрюк: во взаимодействии с ОАО «Кубаньгазпром» в 1997г. восстановили 475 м. Восточного оградительного мола, что дало возможность открыть судоходство в его акватории.

С подразделениями Министерства путей сообщения и ОАО «РЖД» в 1998-2000г.г. восстановили и развили ж/д транспортную инфраструктуру, включая ж/д станции «Темрюк» и «Кавказ», 80 км подъездных путей к ним от узловой ж/д станции «Крымская». Открыли ж/д движение в порт. Построили: транспортно-перегрузочный комплекс(ТПК) на 3 млн.тн и дамбу длиной 420 м. шириной 25 м с  коммуникациями (ж/д путями и автодорогой), которая надежно отделила акваторию от реки Кубань, связала восточную и западную стороны порта, открыла перспективу его развития. Для города дамба стала важным социальным объектом защиты от возможных наводнений и служит основой, на которой во взаимодействии с ПМК-6 «Строитель» построили передний створный знак, служащий ориентиром мореплавателям.

Приняли деятельное участие в обустройстве базы и размещении подразделений ВМФ и ФПС России, передислоцированных в начале 90-х из Приднестровья и Грузии.

Реализованные в 1997-2002г.проекты позволили осуществить перевалку через порт технологических грузов из Италии для строительства газопровода «Голубой поток», открыли возможности для развития ТПК и загрузки судоремонтной базы.  

В честь таких свершений на въезде в порт, в 1999г., установили памятный «Символ сотрудничества транспортников» (якорь и колесная ж/д пара), как свидетельство значимости взаимодействия моряков и железнодорожников. Многие, кто бывает в Темрюке впервые, делают на фоне этой достопримечательности снимок, косвенно подтверждая это.

В порту Кавказ:для обеспечения деятельности порта и условий безопасности судоходства:

на базе демонтированной со списанного т/х «Кривой Рог» надстройки ходовой рубки в комплекте с судовой РЛС «Дон», во взаимодействии с ЗАО «Морские комплексы и системы» в 1996-98г.г. провелиработы по модернизации доставшейся РЛС до требований по ее сертификации на соответствие СУДС 2-й категории.

— с ГП «Морсвязьспутник» и МАП Новороссийск в зоне портов Тамани создали объекты ГМССБ, а для мониторинга судов в море — систему дальней идентификации «Виктория».

 — с ЗАО «ЦНИИМФ» и «Государственным гидрографическим предприятием» разработали и оформили распорядительную документацию: «Свод обычаев портов» и «Обязательные постановления» по портам Темрюк и Кавказ.

— с НПФ«Кварк» в 2001г. для повышения надежности системы энергоснабжения  СНО и сокращения затрат на содержание их кабельных коммуникаций внедрили нетрадиционную схему энергообеспечения с использованием солнечных и аккумуляторных батарей. Новшество используется сегодня на девяти объектах СНО.

 По направлениям деятельности подготовили профессиональный кадровый состав. Создали госслужбы: инспекции портового надзора, управления движением, диспетчерскую и лоцманскую.

  — с ФГУП «24 ЦНИИ Минобороны РФ разработали проект «Определение степени опасности от ВОПи необходимых работ по ее снятию на планируемой акватории рейдовой стоянки в южной части Керченского пролива», а с гидрографической службой ЧФ, Новороссийской ВМБ и 18 СКТБ  выполнили комплекс мероприятий на фарватерах №№50,52: по обследованию, снятию минной опасности,дноуглублению и созданию средств навигационного обеспечения.

 Для ведения хозяйственной деятельности в акватории Керченского пролива в 1997-2002г.,без привлечения бюджетных средствсоздали два объекта:параллельный Украинскому «Керчь-Еникальскому каналу», свой «Азово-Черноморский судоходный канал»,(используя фарватеры №№50,52) через который пошел основной поток судов «река-море»плавания и рейдовый перегрузочный район «Таманский» на 16 якорных мест для стоянкикрупно тоннажных судови производства погрузо-разгрузочных работ варианту борт-борт. Оформили соответствующую разрешительную документацию,сохранив при этом добрососедские отношения с руководством Керченского порта и капитанией порта Керчь.

По подготовленным службами капитанов портов Кавказ и Керчь мероприятиям в 2002г.  на уровне Минтранса РФ и Украины оформили «Временное положение о взаимодействии СУДС Кавказ и РСУДС Керчь»,что позволило вести согласованное обеспечение безопасности и контрольза  судоходством в акватории Керченского пролива.

Все это удалось пройтибольшимтрудом с участием, Минтранса РФ,Департамента безопасности мореплавания, командования ВМФ и штаба ЧФ, делегации МИД России по переговорному процессу между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.Как постоянный член этой делегации с 1999г, а также как участник отраслевых Российско-Украинских рабочих групп по вопросам взаимодействия в сфере морского транспорта, я принимал участие в подготовке и рассмотрении материалов по этим вопросам.  Моим  помощником  в этих делах был наш признанныйпрофессионал гидрографСтетюха А.Н., старший офицер, ветеран гидрографической службы ЧФ.

Реализуя схему государственно-частного партнерства:

     — с ООО «СТЛ Трейдинг» в 1997-99г.г. выполнили реконструкцию причала № 9 для приема и обработки нефтеналивных судов.

     — с ОАО «Лада Геленджик Транс» в 2003г. построили   временный пирс №3 с причалами №3 и №4 для авто пассажирской паромной переправы (АПП) «Кавказ-Крым», взамен разрушившегося, отслужившего свой срок плавпонтона.

Для улучшения условий перемещения и обслуживания пассажиров АПП «Кавказ-Крым»  в 2003г  во взаимодействии с ООО «Южный проект Дьюти-Фри» при согласовании таможенной и пограничной служб построили и обустроили в п.Кавказ пункт пропуска через гос.границу РФ вместе с магазином беспошлинной торговли.

Для обеспечения деятельности портов реализовали уникальную схему приобретения пришедших в негодностьсудов: буксиров,катеров с последующим выполнением работ по их полной реновации на базе судоремонтных возможностей Темрюка с участием экипажей. В итоге к 2004г создали портовый флот МАП, состоящий из 17 судов различного назначения. Для дноуглубительных работ приобрели и организовали возвращение с Малайзии в Темрюк земснаряда «Камчатский», обеспечили его кап.ремонт, переименовали в «Темрюкский» и запустили работу по назначению.  В интересах отрасли в 2008г перебазировали его в п. Архангельск. Вместо него приобрели з/с «Уренгой.

Порты Темрюк и Кавказ получили статус морских международных: в них создали и обустроили пункты пропуска через государственную границу. Для обеспечения служащих ФПС жильем приобрели и безвозмездно передали им 12 квартир.

28 мая жители города и района по традиции отмечают День Пограничника, забывая, что эту дату украшает и дополняет еще одно исторически значимое событие. 28 мая 1998г. Распоряжением Правительства РФ в морском порту Темрюк установлен пункт пропуска через гос.границу РФ. Эта дата считается Днем рождения порта Темрюк в статусе международного морского. Для порта Кавказ эта дата -19 декабря 1994 года, а для порта Тамань — 15 августа 2008 года.           

 Это не просто даты и события, это путь от возрождения, становления до масштабного развития портов Тамани, укрепления мощи России как морской державы.

  Для возобновления деятельности, остановленной в 1987г. ж/д паромной переправы «Кавказ-Крым», во взаимодействии с ОАО «Анроскрым» 2003-2004г. выполнили работы по созданию новых инфраструктурных объектов и вводу   комплекса в эксплуатацию.

В присутствии Президента России В.В. Путина и Президента Украины Л.М. Кучмы 12 ноября 2004г.за 10 лет до воссоединения Крыма с Россией открыли восстановленную ж/д паромную переправу «Кавказ-Крым».Это дало начало последующему развитию и открытию в 2005г. ж/д паромного сообщения Кавказ-Поти (через Грузию) на Армению, в 2008г. Кавказ-Варна (Болгария), в 2010г. Кавказ-Самсун (Турция).Порт Кавказ получил развитие как специализированный для железнодорожных и автопассажирских паромных переправ. Особо востребованным порт стал после воссоединения Крыма с Россией и как основной транспортный узел более 4-х лет, до открытия Крымского моста, обеспечивал сообщение с Крымом. Только пассажиропоток составил свыше 21 млн.чел, не говоря уже об объемах перевалки большой номенклатуры грузов.

В период 2014-2018 годов входил в состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению Крымского полуострова транспортным сообщением через Керченский пролив.

В 2004 г. разработали и утвердили генеральную схему п. Кавказ и начали строительство  зданиядля размещения региональной СУДС, служб Таманского управления и капитании. Сегодня это особо важный объект ФГУП «Росморпорт», гордость и украшение порта.

К 2004 году грузооборот портов Темрюк и Кавказ составил 9,8 млн.тн с 0,4 млн.тн  в 1997году. Размер гос.собственности вырос с 1125 тыс.рублей в 1996г. до 286394 тыс.руб (практический прирост в 250 раз). Объем кап.вложений в развитие  инфраструктуры составил 2 млрд.130 млн.руб. Создали 9 ТПК (п.Темрюк-5, п.Кавказ-4). Численность работающих увеличилась с 240 до 3700 чел. За счет внедрения практики оказания портовых услуг доходность МАП выросла более чем на 50%. Создали «с нуля» автопарк на 26 единиц современной автотехники и гаражный комплекс для ее содержания. Для привлечения на работу профильных специалистов построили в Темрюке 7 квартир. За период 1996-2005 гг. 62 работника награждены государственными, региональными и ведомственными наградами. Для подготовки кадров внедрили практику направления на учебу в отраслевые учебные заведения выпускников школ – детей кадровых работников портовой сферы.

Согласно генеральной схемы, разработанной по заказу МАП и утвержденной Минтрансом РФ, на Черном море, без привлечения бюджетных средств, в 2003 году начали строительство порта 21 века «Тамань», который уже в 2008 г. принял под обработку первое судно загранплавания. Продолжается его развитие на грузооборот до 90 млн. тн. С 2005 года — в составе отраслевой рабочей группы по вопросам развития морского п. Тамань.

Многие тому участники и свидетели как за исторически короткий период на месте пришедших в упадок портовых пунктов на карте России появилисьтриморских международных порта, а в профессиональный лексикон прочно вошло понятие «порты Тамани». Все это, конечно, далось не так просто в условиях формирования новых  хозяйственных и рыночных отношений. Пришлосьвыдержать, устоять и пережить, как говорят, не мало «наездов и разборок», в том числе с оформлением всевозможных предписаний, протоколов, постановлений, не говоря о судебных тяжбах, связанных с недопониманием отдельными должностными лицами контрольно-надзорных органов, государственной и социальной значимости возрождения и развития портовой инфраструктуры Тамани.

Вам довелось работать со многими известными людьми морской и смежных отраслей, деятельность которых была связана с морскими портами Тамани. Кого Вы особо запомнили?

Судьбой мне представилась возможность работать со многими руководителями: министрами транспорта России, руководителями морской отрасли, МПС и ОАО «РЖД», генеральными директорами ФГУП «Росморпорт», руководителями регионаирайона, взаимодействовать скомандованиемВМФ,ФПС и Таможенной службы России и их заместителями. С чувством глубокого уважения, признательности и благодарности вспоминаю незабываемое времянапряженнойслаженной работы и реализацию конкретных задач и проектов под руководством каждого из них в свое время.

При этом особо отмечаю, чтоодним из важных принципов участия государства в деле возрождения таманских портов было то, что неизбежные перемены в руководстве отрасли и региона, происходящие в период моей работы, не прерывали поступательное развитие реализуемых проектов. Преемники поддерживали ранее начатое,дополняя и развивая политику своих предшественников. Велика роль всех участников в этом грандиозном процессе.

На Азово-Черноморском побережье до и после Перестройки видел состояние портов и судоремонтных заводов. Знал руководителей портовых компаний и смежных организаций,с многими взаимодействовал по работе.

Помня пословицу «Близкий сосед дороже дальнего родственника», у насвсегда были добрососедские отношенияс МАП Новороссийск, филиалом ФГУП «Росморпорт» и портовиками. Коллеги с пониманием, уважительно относились к нам и мы взаимодействовали по многим вопросам.

Будучи начальником МАП на Таманив 2002-2003г.г по итогам выборовбыл избранв Совет директоров Туапсинского морского порта. В течении года  участвовал в его работе.

В условиях ЧС на Тамани, в январе 2002г (наводнение и ледовая обстановка наАзовском море и реке Кубань), МАП Новороссийск и ЗАО «Флот НМТП»направили мощный буксир в помощь нашим судам для ведения  аварийно-спасательных работ.

Как показала жизнь, мудрое, дальновидное решение, принятое в нужное время и для соответствующего места, оправдалось. Придание портам Темрюк и Кавказ статуса морских и учреждение в них МАП, сыграло важнейшую роль в истории морской славы Тамани. Мы и потомки должны знать и помнить, что решение по этому вопросу в свое время принял Николай Петрович Цах (1996-1998г.г.) Министр транспорта России.

Учреждение МАП – это важнейший шаг Министерства транспорта в истории новой России по созданию в морских портах органа государственной власти в период всеобщей их приватизации и массового создания частных коммерческих структур в 90-е годы. МАП изменили существующую практику взимания портовых сборов в новых условиях хозяйствования. Создали систему госрегулирования и контроля за безопасностью судоходства, управлением государственным портовым имуществом, положили началоразвитиюсхемы государственно-частного партнерства. В кадровом и имущественном отношении МАПстали базой для создания в 2004 году единого хозяйствующего субъекта в морских портах – ФГУП «Росморпорт».Сегодня-это одно из ведущих предприятий отрасли. В его структуру входят 14 филиалов, осуществляющих свою деятельность в 65 портах, расположенных в 24 субъектах РФ.

Надеюсь, что пришедшие нам на сменупродолжат вахту, используя все лучшее, приумножая добрые, благие дела. К сожалению, многих из тех уже нет, такова жизнь. Своим трудовым участием они оставили достойный след для потомков в истории развития родных портов. Светлая им память, не забудем их имена. Мы вместе делали все что могли, чтобы обозначить Тамань-Темрюк как место, ставшее вечным причалом для многих участников возрождения ее морского ареала, в том числе и ветеранов ВОВ, среди которых и родители моей жены. В годы войны они служили на Крайнем Севере – отец в должности военного лоцмана, обеспечивал проводку судов Арктических конвоев, мама была служащей Беломорской военно-морской базы. После ВОВ отец работал капитаном в системе ММФ, а с выходом на пенсию, в 1981г. переехали в г.Темрюк.

На торжествах 9 октября 2018г., посвященным празднованию Дня города Темрюк и Темрюкского района, а также 75-й годовщины освобождения Таманского полуострова и всей Кубани от немецко-фашистских захватчиков, объявлено о присвоении Вам звания «Почетный гражданин муниципального образования Темрюкский район».

Это высокое признание я отношу не столько к себе, сколько ко всем людям, которые вместе со мной практически «с нуля» возрождали наши порты и продолжают работу по их развитию. Есть награды, которые реально прикасаются к сердцу. Звание «Почетный гражданин муниципального образования Темрюкский район», котороемне присвоено в такой исторически значимый день,именно таким для меня и является. Я искренне признателен и благодарен Главе района, депутатам районного и городского Советов, жителям Тамани и ее золотому фонду – почтенным ветеранам и, конечно, коллегам: руководителям и коллективам: Таманского управления АЧБФ  и филиалов АМП наших портов за внимание, поддержку и высокую честь, которая мне оказана.Пусть благополучие Божие пребывает над нашим городом и районом, над всеми, кто здесь трудится и живет, дальнейших успехов в создании нового облика Тамани.

15 лет работы в регионе – один из самых ярких и памятных периодов моей жизни. Мне представилась возможность возглавить и создавать в 1996 году «с нуля» структуру и коллектив МАП, а в 2004 году приреформировании системы управления морскими портами и разделением МАП на АМП и образованиемФГУП «Росморпорт» создавать и возглавить Таманский филиал. Реформирование провели плавно в рабочей обстановке на платформе МАП, которая к тому времени укрепилась по всем позициям. Оба коллектива в тесном взаимодействии продолжили выполнять свои функции.

Работая наТамани, я встретил много достойных, уважаемых людей с которыми мы вместе делали все, что могли, для придания нового жизненного импульса региону, привлечения внимания к Таманской земле и ее возрождающимся портам,созданию морского сообщества, внедрению и приумножению флотских традиций. Организовали создание и оформление: уникального альбома песен, посвященных портам Темрюк и Кавказ, морякам, портовикам и их семьям, а также трех фильмов: «Возрождение» (2001г), «Порты Таманского полуострова» (2003г) и «Таманский причал» (2005г.)

Навсегда остались в памяти воспоминания о торжествах нацентральной площади городав честь профессионального праздника – Дня работников морского и речного флота, которые традиционно проводились с 1996 по 2006г.г. На празднике в 2002 году передали ключи от двух новых автомобилей (скорой помощи и пожарной) в подарок городу и району для улучшения условий медобслуживания и оказания при ЧС помощи населению. На торжествах 2005года, как подарок командования ВМФ за наше деловое флотское взаимодействие, гостей города и района порадовал незабываемым выступлением легендарный коллектив «Ансамбля песни и пляски Черноморского флота».   

В декабре 2005 годабыл переведен в центральный аппарат ФГУП «Росморпорт» в г.Москва, где включился в работу Предприятияпосозданию и развитию объектов транспортной инфраструктуры в портах:Тамани, Новороссийск, Сочи-Олимпиаде 2014г, Туапсе, Мурманск, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Балтийск, Выборг, Высоцк, Оля, Козьмино. 

 К 2020 г. суммарный грузооборот всех 65 портов России достиг 840 млн.тн, в сравнении с 421 млн.тн в 2006 году. При этом грузооборот трех таманских портоввпечатляет объемом 56,5млн.тн.,численностью в них работающих 9694 чел. Налоговые поступления в бюджет района за 2019 год от портовых компаний составили 474млн766 тыс. руб., а также 2 млрд 260 млн.руб. в федеральный бюджет по таможенным платежам.

Сегодня в портовой сфере Тамани ведут деятельность 124 компании (24 – владельцы и операторы перегрузочных терминалов.Оказывающие посреднические услуги: 71 – агентские и 29 – бункеровочные).Для жителей района в нынешних условиях порты являются одним из источников получения рабочих мест и повышения экономического благосостояния населения.

Таманское управление, как подразделение Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» в рейтинге филиалов и управлений Предприятия по показателям деятельности входит в первую десятку.

В портах Тамани применяются современные технологии строительства и эксплуатации. Как пример, использование беспилотных летательных аппаратов для фото и видео документирования состояния портовых сооружений. Для этого в Таманском управлении с 2017 года применяется квадрокоптер.

Исходя из жизненного опыта, что было для вас главным все эти годы? 

Все, что у меня получилось в жизни, чего смог достичь и сделать связано с самым главным подарком Судьбы – это люди. Идя по жизни, я следовал незыблемому принципу трехД: «Диалог», «Доверие», «Действие», а также флотской основе: «Сохранение и преумножение традиций, единоначалие, дисциплина» и исходя из опыта морской практики помнил, что только сплоченный, подготовленный экипаж может обеспечить и сохранить живучесть и курс корабля. Мой принцип по жизни – видеть в людях только хорошее, и, если не можешь делать добра, не делай зла – считаю оправданным. Ценность каждого человека в нем самом. Люди были, есть и будут главным условием успеха любого мероприятия. Понимая, что нет людей без недостатков, в каждом человеке я пытался найти что-то его индивидуальное, помня известную этическую максиму: «Поступайс другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», а также высказывание английского философа и общественного деятеля Томаса Пейна «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом».

Убежден, что ни один человек не приходит в жизнь другого случайно. Я благодарен Богу и Судьбе за встречу с многими профессионалами старшего поколения: как коллегами и подчиненными, так и руководителями, государственными деятелями разного ранга и уровня, доверие и отношение которых мне весьма дорого, и всем, всем им мой низкий поклон и сердечное СПАСИБО за то, что они были и есть. Одним – за уроки и встряску, другим – за помощь и пример, третьим – за поддержку и доверие. Парадокс жизнисостоит в том,что чтобы избежать ошибок надо набираться опыта, а набраться опыта без ошибок невозможно.

Считаю, что труд красит человека, а безделье его портит. Только в труде можно проявить свои лучшие качества, авозможно это только вместе с другими людьми, работающим в одной команде на результат, при поддержке руководства, друзей и коллег. В этом я благодарен всем моим руководителям и коллективам МАП и Таманского филиала ФГУП «Росморпорт» и, конечно, тылу, которым является для каждого из нас семья. Судьба подарила мне спутницу жизни – жену Таню, родилась она в Архангельске, в морской семье, способная учиться и творчески работать, отказалась от своей престижной карьеры, приняла на себя тяготы нелегкой судьбы жены моряка и руководителя. Подарила двух прекрасных дочерей, вложила душу в их воспитание, а теперьи во внуков. Освободила меня от всех домашних хлопот и уже 50 лет разделяет со мной радости и беды непростого пути по морю жизни нашего семейного корабля, пережив семь переездов со сменой местожительства, а как гласит пословица: «Переезд сродни пожару».

За годы флотской службы я усвоил для себя правило, по которому нужно жить – оставаться человеком в любых ситуациях и подавать руку помощи тем, кто в этом нуждается. За кормой корабля моей Судьбы остались незамутненные воды и добрые воспоминания о всех, кто был попутчиком, или с кем довелось повстречаться в плавании по беспокойному морю жизни. Все, что я делал и делаю – ответственно и от души, во благо людей и укрепления мощи России как морской державы. О моем жизненном пути рассказано в книге «Возрождение морских портов Тамани.Воспоминание участника событий», выпущенной издательством «Транспортная литература» в 2014 году, посвященной коллегам, друзьям, морскому сообществу и жителям Тамани. Память – это единственное, чем мы можем отблагодарить тех, кто посвятил свою жизнь ради блага для нас. Не забывая их, наше прошлое, мы должны достойно трудиться в настоящем и творить будущее. Становление и развитие Таманских морских портов — самое значимое дело всей моей жизни. Я благодарен Богу и Судьбе, что стал участником возрождения морской славы России.

Если бы была возможность вернуться, что бы Вы изменили в жизни? 

Единственное, от чего, наверное, я бы постарался предостеречь безвременно ушедших близких мне людей и друзей – от тех поступков и отношений к жизни, которые привели их к печальным последствиям… А если говорить глобально, то серьезно, я бы менять ничего не стал. Это моя жизнь, и я ее не стыжусь. Я пятый в семье из семи детей. Жили в деревне, рядом с которой располагался военный городок-аэродром «Болбасово», в роддоме которого родила меня мама в день своего рождения. Период детства и юности был не совсем легким, но счастливым. Реально увиденные своими глазами три авиакатастрофы – трагедии, не повлияли на мою мечту стать военным летчиком.  После окончания средней школы поступал в Черниговское высшее военное училище летчиков. По медицине прошел все ступени, был признан годным и допущен к вступительным экзаменам, но по конкурсу не добрал один бал. В итоге с этими результатами Судьба привела меня в г. Ленинград, где на их основании меня зачислили курсантом вморское училище. Конечно, сейчас могу взгрустнуть об этом,понимаю, что, осуществив мечту детства и став летчиком, все могло быть совершенно иначе. Однако по жизния усвоил, что человек любой профессии может найти свое место в жизни и быть признанным. Родиться человеком – это чудо, остаться человеком – это труд. Считаю, человеку нужно делать то, что он знает и любит, и не делать того, что противоречит здравому смыслу.

Что бы вы пожелали жителям Тамани, нашей молодежи, которая начинает свой жизненный путь?

Судьбой нам определено жить в непростое время больших перемен, происходящих в стране, мире, на стыке веков и тысячелетий. Это, конечно, налагает особый отпечаток на жизни людей. Однако, каждый должен понимать, что жалобы на возникающие обстоятельства и жизненные проблемы, осуждение и критика руководства навряд ли смогут помочь что-то изменить в жизни. Считаю, что более продуктивным и результативным является добросовестное исполнение своих обязанностей на том месте, где ты находишься. Не важнокак ведут себя другие… Главное ты веди себя достойно, а хамство, разгильдяйство и наглость – это имитация силы слабым человеком. Никакие глобальные интересы, проекты, планы, не могут быть важнее человеческой порядочности, совести и веры.

У человека нет возможности всем делать добро, но он может никому не причинять зла. Человек, который искренне радуется счастью других людей, становится счастлив сам. Счастья не остается меньше, когда им делишься. Дружба, как хороший коньяк, проверяется временем. Чем старше, тем проще, достойнее и доверительнее, а главное – дороже. Жизнь очень коротка. А мы сами порою ее делаем еще короче. Обижаемся, ругаемся, показываем свою гордыню, когда можно радоваться, общаться. Надо дорожить друг другом. От зависти люди – стареют, от обиды – болеют, от злости – тупеют, от любви – молодеют. Ошибается каждый. Признает ошибки – мудрый, просит прощения – сильный, восстанавливает отношения – любящий.

В молодости кажется, что счастье впереди, в старости кажется, что счастье позади. Как же его не пропустить? Наверно, самое лучшее – радоваться настоящему. Вчерашний день – история, завтрашний – загадка, сегодняшний – праздник, помните об этом. Нельзя ни о чем жалеть в этой жизни. Случилось – сделали вывод и живите дальше.Умейте спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить.Просто примите ситуацию такой, какая она есть, ведь мы не пытаемся изменить погоду, а одеваемся по погоде. Не ждите, что станет легче, проще, лучше не станет. Трудности будут всегда. Учитесь быть счастливыми прямо сейчас. Иначе не успеете. Старайтесь жить без злобы и без зависти, и не искать причины для обид. Жизнь – это лестница. Поднимаясь по ней – здоровайтесь, чтобы, когда будете опускаться, вас узнавали и подавали руку.

Все думают, что придет время, а время только уходит. Как-то раз ученик спросил Учителя, – долго ли ждать перемен к лучшему? Если ждать, то долго! – ответил Учитель. Не жалейте о том, что стареете. Многим в этом отказано…Жизнь дается всем, а старость избранным. Дорога под названием «ПОТОМ» ведет в страну под названием «НИКОГДА». Надежда на лучшее – единственный наш ориентир.

Ну и в завершение Ваше видение будущего портов Тамани.

Сегодня для Тамани  подул попутный ветер в ее паруса.В 2019году сбылась мечта многих поколений — закончено строительство и введен в эксплуатацию уникальный объект — «Крымский мост» — соединивший Европу с Азией через Керченский пролив.Этомасштабный проект с давнейисторией — величайшее свершение 21 века, по которому было много идей, планов и действий. В период 2001-2014г.г.,в составе отраслевой рабочей группы участвовал в рассмотрении материалов по вариантам его размещения, конструкции и определения габаритов судоходной части.

Выполненные в связи с мостом ОАО «РЖД» и «Автодором» сопутствующие проекты  снимаю.т ограничения с ближними и дальними ж/д подходами и автодорогами открывает перспективу дальнейшего развития региона, связанную с возможностью создания на юге Россиисовременного транспортно-логистического кластера. Стратегическая цель которого – формирование центра обработки грузов, консолидация транзитных и экспортно-импортных грузопотоков для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников транспортного процесса и предоставление потребителям комплексных услуг по перевозке грузов.

Руководство страны уделяет повышенное внимание к таманским портам. Этому подтверждение – посещение порта Тамань 4 октября 2019г.президентом России В.В.Путиным. До этого, в 2004 году, президент России В.В. Путин был впортуКавказ –открывал ж/д паромную переправу «Кавказ-Крым».

 Считаю, что дальнейшее совершенствование системы государственного управления морскими портами, способствующее укреплению единства и повышению профессионального мастерства государственных учреждений в порту — капитании, администрации морских портов, Росморпорта, структур пунктов пропуска — позволит объединить усилия всех участников портовой деятельности по реализации инфраструктурных проектов, обеспечит рост показателей работы портов.

Уважаемые коллеги и друзья! Используйте существующие и открывающиеся  возможности. Не теряйте время, ищите путь к могуществу в согласии и единстве. Действуйте по принципу: «Никто нам не поможет, кроме нас самих». Этим призывом мы руководствовались с самого начала возрождения, становления, развития наших портов и строили свою работу под девизом: «Нам есть к чему стремиться, всегда имеются возможности для дальнейшего развития».Считаю это остается актуальным и сегодня. Всем участникам, осуществляющим деятельность в портах, необходимо совместно с Администрацией района и города,во взаимодействии с ФГУП «Росморпорт», объединить усилия по решению проблемных вопросов, сдерживающих развитие и содержание общепортовых инфраструктурных объектов как основных факторов развития грузооборота портов. Только совместными усилиями всех заинтересованных сторон каждый из портов Тамани займет свое место в транспортной системе России. Своим участием оставьте для потомков добрый след в истории родных портов.

Привлекательность порта в рыночных условиях – один из важнейших факторов для его успешной, результативной работы, а посему всем с намерениями работать и развивать деятельность надо об этом помнить и делать все с учетом фактора конкурентоспособности, зависящего от многих составляющих звеньев цепочки, регулируемой и направляемой человеческим фактором, который был и остается во все времена главным. Соответственно, велика роль каждого из участников в этом процессе.

  Сегодня значение портов Тамани возрастает, учитывая начавшийся процесс возвращения России на приличествующий ей уровень присутствия в Средиземноморье. Убежден, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон, морские порты Тамани займут достойное место в транспортной системе России.

Таманский полуостров, Темрюкский район – единственное место в нашей стране, где на территории одного муниципального образования функционируют и развиваются три международных морских порта – цените этот Божий дар!