Когда-то крайними улицами центрального Темрюка были улица Шопена и улица Победы. Второй район заканчивался улицей Маяковского, а дальше простирался городской выгон, незаселенная земля. Ниже улицы Садовой располагались частные сады и виноградники. В районе современного автовокзала находился Михайло-Архангельский собор, а от него ближе к стадиону – артиллерийский и провиантский склады. Территорию, где в советские годы была построена гостиница «Темрюк», до 30-х годов прошлого века занимала Николаевская церковь, а дореволюционный гостиничный двор находился на месте больничного городка. В нижней части улицы Чернышевского, примерно там, где она пересекается с улицами Победы и Бувина, находились общественные бани, острог и чуть далее – кузницы и слесарни. Еще одна церковь – Александро-Невская – располагалась в районе площади Терлецкого, ближе к современному зданию пожарной части.

Дома по статусу

Первые образцы городской архитектуры стали появляться в Темрюке после переименования его из станицы в город. 31 марта 1860 года император Александр II издал Положение о заселении и управлении портового города Темрюка. Плановые места под постройки, сады и кирпичные заводы темрючанам стали отводить с августа того же года. Под сады отводились участки размером от 2-х до 4-х десятин и с условием, что через десять лет сад будет разведен.

На теплое местечко мог претендовать не каждый. Вообще, поселиться в городе разрешено было всем выходцам из внутренних губерний России, имеющим право вступать в состав городских обывателей. Временное жительство дозволялось евреям-ремесленникам. Но наибольшими льготами, первая из которых – бесплатный участок под строительство, обладали представители казачьего сословия и жители упраздненных городов Анапы и Новороссийска, которые переводились на поселение в Темрюк. Элитные места в центре города получали дворяне, мещане, купцы, а бедняки расселялись в основном на окраинах. Правда, высокое сословное положение и обязывало ко многому. Вступая в определенное городское сословие, купец или мещанин уплачивал платеж, какой полагался для данной гильдии, и приобретал недвижимую собственность в тех суммах, которые обязательны при его положении в обществе. Скромничать здесь не дозволялось. Например, стоимость здания, которое приобретал купец 1-й гильдии, должна была составлять не менее трех тысяч серебром, а купец 2-й гильдии за покупку обязан был выложить не менее полутора тысяч. Долгострой не разрешался. Если горожанин получал участок, то через три года он уже должен был выстроить на нем дом. Анапчанам и новороссийцам срок продлялся до шести лет. Не успел построить в срок – в течение шести месяцев должен продать или снести недостроенное здание. В противном случае местная полиция имела право сделать оценку «недостроя» и пустить его с аукциона.

Тротуар за свой счет

К началу XX века город структурно разделялся на несколько частей. Рядом с богатым центром расположилась Солдатская слободка (Подгорная), где селились отставные солдаты, Замостянский поселок, куда стекалась рыбацкая голытьба и Набережная слободка. Была еще часть города – Пески (второй район современного Темрюка), которая срасталась своими улицами с улицами центральной части города постепенно, сохраняя при этом уклад жизни, больше похожий на деревенский.

Типичное жилище рядового темрючанина – саманная или турлучная хата, крытая камышом, дворы огорожены досками и плетнями из хвороста. Каменные дома в городе составляли процентов пять от общего числа. Бедняки топили камышом и лепешками из кизяка (сухого навоза). Более состоятельные грелись дровами и углем. О водопроводе и электричестве здесь и не помышляли. Улицы на окраинах не освещались, их приметами были рытвины и ухабы. Но центр выглядел более благопристойно, и за приглядность улиц несли ответственность хозяева домов. «Владельцы недвижимых имуществ, расположенных в черте города, от реки Кубани до Александро-Невской площади и Преснаго переулка должны в течении года устроить около своих владений тротуары, а если тротуары пришли в негодность – провести их переустройство» – говорилось в «Обязательном постановлении по устройству и содержанию в исправности в городе Темрюке тротуаров», изданном в 1907 году. Мостить надо было не абы как. Частные устроители получали четкие инструкции – настилать каменными плитами, асфальтом, цементными или бетонными плитками или дощатым настилом, по бокам врыть деревянные столбики специального образца, да и деревья желательно насадить вдоль тротуаров. И все это – с соблюдением архитектурных норм. Примечательно, что жители Солдатской Слободки и Набережной освобождались от таких обязательств.

Городские органы самоуправления тоже брали на себя некоторые заботы по благоустройству города. Вот, для примера, смета расходов на 1887 год, где перечислены мероприятия, финансируемые из городского бюджета: на ремонт городских зданий, занимаемых городским управлением, полицией и женским училищем – 2000 рублей; на ремонт и поддержание набережных, починку и возведение вновь дорог и мостов – 1500 рублей; на истребление блуждающих по городу собак – 100 рублей; на очистку базарной площади и приобретение и ремонт инструментов – 500 рублей; на ремонт бульваров, устроенных на Воронцовском проспекте и на месте 1-го квартала – 400 рублей; на очистку ретирадных мест (туалетов) во дворе Управы, а также уборку падали по городу – 250 рублей. Зарплату городовому архитектору тоже платили из казенных средств – 900 рублей в год. Велики ли суммы – судите сами: всего расходная часть бюджета в указанном году составляла 43428 рублей.

Спуски к пристани – замостить и осветить!    

Инфраструктурным узлом в городе Темрюке по праву считалась речная пристань, которая в начале прошлого века находилась на берегу Кубани между Ивановским (ныне улица Карла Либкнехта) и Церковным (улица Свердлова) переулками. Главный подъездной путь к ней шел по улицам Екатеринодарской (Мира) и Александровской (Ленина), а далее на Набережную по двум спускам – переулкам Церковному и Троицкому (улица Володарского). В 1912 году власти констатировали недостаточную благоустроенность этих подъездов и поднимали вопрос об усовершенствовании дорожной инфраструктуры.

Александровская улица тянулась в длину на 720 погонных саженей (около 1,5 километра), а в ширину не превышала трех саженей (6,5 метра) и была слишком узкой для проезда подвод, следовавших к порту, поэтому возницам приходилось доставлять грузы параллельными улицами, которые в весеннюю и осеннюю распутицу становились совершенно непроезжими. В идеале центральную улицу надо было расширить до четырех саженей, но даже это не решало проблему.

Особенно загруженным был участок между Александро-Невской площадью (площадь Терлецкого) и Базарной (площадь Труда), где помимо грузовых телег постоянно курсировали экипажи городских жителей. В связи с такой ситуацией городской голова Ковалев в 1912 году обращался в министерство торговли и промышленности с просьбой выделить кредит на замощение улицы Михайловской (Таманской) между Александро-Невской и Базарной площадями и далее вдоль городского сада до соединения с мощеной Александровской улицей у дома Стораче. Новая мощеная магистраль длиной 867 саженей (1,8 километра) и шириной 3 сажени должна была принять на себя часть гужевого транспорта.

Вместе с этим власти планировали продлить мостовую на улице Екатеринодарской в кварталах 93 и 94 (сейчас это отрезок между улицами Дарвина и Маяковского), замостить участки на улице Дворянской (Советская) между Церковным и Ивановским переулками, а также на улице Мариинской (Октябрьская) между Троицким и Церковным переулками – в этом квартале тогда помещались хлебные амбары, из которых в порт вывозили зерно. Ивановский спуск оканчивался непосредственно возле пристаней, у площадки для причала баркасов и фелюг – небольших парусных судов. И по этому спуску дождевая вода устремлялась на мостовую, примыкающую к площадке, затапливая ее. В этой связи было решено по Ивановскому переулку оборудовать специальный водосток.

Для решения проблемы недостаточной освещенности подъездных путей руководство города ходатайствовало о выделении средств на установку дополнительно семи керосинокалильных фонарей системы «Самосвет» с силою света до 1200 свечей каждый. Уличные приборы освещения планировалось разместить: два – на улице Екатеринодарской, один – в Троицком спуске и по два – в Церковном переулке и на улице Александровской.

Темрюкские фонари и мостовые остались запечатленными на немногих старых фотографиях, а в нынешнем архитектурном убранстве города они, конечно, уже не встречаются. Исчезли саманные хаты и булыжные мостовые. Улицы не деревянным настилом мощены. Но в незримом пространстве времени соединяют они нас с прошлым. Сопоставишь планы города, дореволюционный и современный – и совпадают параллельные миры. И уже легко представить: здесь была церковь, а здесь – канатный завод.

Елена ЧУПРИНА.

Так назывались улицы Темрюка в начале XX века:

  • улица Ленина – улица Александровская
  • улица Октябрьская – улица Мариинская
  • улица Р.Люксембург – Воронцовский проспект
  • улица Таманская – улица Михайловская
  • улица Советская –улица Дворянская
  • улица Бувина – улица Береговая
  • улица Мира – улица Екатеринодарская
  • улица Энгельса – улица Соборная
  • улица К.Маркса – улица Московская
  • улица Первомайская – улица Подгорная
  • улица Победы – улица Набережная
  • улица Свердлова – переулок Церковный
  • улица Степана Разина – переулок Григорьевский
  • улица Красноармейская – переулок Бульварный
  • улица Урицкого – переулок Купеческий
  • улица Герцена – переулок Упорный
  • улица Горького – переулок Самарский
  • улица Гоголя – переулок Анапский
  • улица Шевченко – переулок Банный
  • улица Чернышевского – переулок Пресный
  • улица Декабристов – переулок Коммерческий
  • улица Островского – переулок Песчаный
  • улица Ломоносова – переулок Мещанский
  • улица Бетховена – переулок Загородный
  • улица Даргомыжского – переулок Огородный
  • улица Дарвина – переулок Новороссийский
  • улица Муравьева – переулок Крайний
  • улица Володарского – переулок Троицкий
  • улица Парижской Коммуны – улица Глухая
  • улица Кирова – переулок Базарный
  • улица Садовая – улица Садовая
  • площадь Труда – площадь Базарная
  • площадь Терлецкого – площадь Соборная, она же – площадь Александра Невского
  • на месте СОШ № 3 – площадь Сенная

Источник:

карта Кубанской области, составленная помощником управляющего Кубанскою областною чертежною Н.С.Иваненковым,

(1900 –1902 гг.)