По некоторым сведениям, Темрюк был заселен в сентябре 1860 года, а 11 сентября состоялось открытие города. Но, судя по официальной переписке должностных лиц войска Черноморского, даже через год после издания императорского указа вопрос о месте размещения города и порта все еще оставался неопределенным. Не исключено, что город-порт мог появиться не там, где он существует уже более чем полтора столетия, а совсем в другой стороне – на берегу Таманского залива.

Никто не стал бы поднимать вопрос о создании новых форпостов на Азове, если бы не Крымская война 1853-1856 гг., в которой против Российской империи выступили объединенные силы Британии, Франции и Османской империи. О героической защите Севастополя, как об одном из эпизодов этой войны, знает каждый школьник. Крым стал центром боевых действий, но и азово-черноморскому побережью Кубани тоже перепало немало вражеских ядер. В ходе наступления с моря англо-французов города Анапа и Новороссийск были разрушены до основания, сильно досталось и станице Тамани. Зато Темрюкская станица не пострадала. Вражеские суда не смогли подойти близко к берегу в силу мелководья Темрюкского залива, а высаженный противником морской десант был отбит местными казаками.

Выбор места из трех возможных

В 1857 году, уже после окончания Крымской войны, главнокомандующий Кавказской армией князь А. И. Барятинский посетил Черноморию и лично указал на Темрюкскую станицу как на удобное место для открытия портового города и размещения здесь складов для войск северо-западной части Кавказа. В 1859 году было открыто пароходное движение по реке Кубани, что упрочило позиции Темрюкской станицы как будущего транспортного узла. Затем последовал известный указ 1860 года, утвердивший Положение о заселении и управлении портового города Темрюка, в котором говорилось, что в Темрюк должны быть переселены жители разрушенных городов Анапы и Новороссийска, а сами же эти города упразднены. Документом также определялся штат управления: начальник города и порта, назначаемый из среды морских офицеров, полиция, Городовой суд и особые чины – городовой архитектор, врач и стряпчий.  Но далее дело, видимо, застопорилось. В письме начальству от 13 февраля 1861 года начальник главного штаба Григорий Иванович Филипсон писал: «Остается решить вопрос о приморском порте Темрюк (то есть к тому моменту этот вопрос оставался открытым – прим. Е. Ч.). Он может быть на Азовском море или в Ахтанизовском лимане, но этот выбор зависит от точных изысканий, …не имея ничего общего с самим устройством города в Темрюке. Во всяком случае, избрание места для города на берегу Таманского залива нисколько не удовлетворит стратегическим и тактическим данностям…». То есть, рассматривалось три варианта: первый – превратить Темрюкскую станицу в город-порт; второй – город определить на месте станицы Темрюкской, а порт отдельно от него – в Ахтанизовском лимане и третий – и населенный пункт, и портовые мощности вынести к Керченскому проливу.

Из Ахтаниза в Таманский залив – реально ли?

Откуда вообще взялась идея построить город-порт на берегу Таманского залива? Дело в том, что топография местности Таманского полуострова в середине XIX столетия была совсем иной. Ахтанизовский лиман был гораздо полноводнее, чем сейчас, и занимал более обширное пространство. Река Кубань впадала не в Азовское море, а в Ахтаниз, из него через узкий канал – в Курчанский лиман, а затем в Азовское море. Отсюда у некоторых чиновников возникла мысль – соединить Ахтанизовский лиман с Таманским заливом судоходным каналом или железной дорогой, построить здесь город-порт и из этой гавани направлять суда через систему лиманов в Азовское море. Григорий Филипсон в принципе был не против повернуть реку вспять, но предлагал идти другим путем. Позиция «отца-основателя» города Темрюка заключалась примерно в следующем: соединение Ахтанизовского лимана с Таманским заливом – перспектива долгая и неизвестно, реальная ли. При этом, учреждение города и порта на берегу Таманского залива предприятие сомнительное с точки зрения безопасности: в Керченский пролив вражеские суда могут беспрепятственно войти, что сделает населенный пункт с портовыми объектами легкой мишенью.

Наказной атаман Черноморского войска, генерал-лейтенант Григорий Иванович Филипсон, стараниями которого на месте станицы Темрюкской был образован город-порт.

Из Анапы в Темрюк и обратно

Между тем жителей упраздненных городов Анапы и Новороссийска, согласно императорскому указу, требовалось срочно определять на новое место жительства. Филипсон считал, что Темрюкская станица более чем подходит для этих целей: здесь сносный климат, возвышенность защищена с разных сторон от неприятеля водными пространствами. В конечном итоге город Темрюк обрел право на жизнь, а жители Анапы и Новороссийска получили льготы и привилегии при заселении Темрюка. Перегнать своих соседей по темпам урбанизации Темрюку, однако, не удалось. Буквально через несколько лет изменилась политическая ситуация в Черномории, открылись новые перспективы экономического развития региона, привлекательные для тех территорий, где набирало силу нефтяное производство и железнодорожное строительство. Городовой суд в Темрюке так и не открылся, так что  часть его функций была передана Ейскому Городовому суду.  В 1866 году Анапе и Новороссийску был снова возвращен статус городов, а в 1868 году вышел императорский указ, по которому бывшим жителям Анапы и Новороссийска, переселившимся в Темрюк, разрешено было вернуться в свои возрожденные населенные пункты. В 1865 году должность Начальника города и порта и его канцелярии  упразднили «по причине весьма ограниченного населения города», но Темрюк оставался открытым для лиц всех сословий, желающих переселиться  сюда на постоянное место жительства. В отсутствие обязанного лица  решать на месте вопрос приписки к городу Темрюку было некому, поэтому переселенцы должны были писать прошения с просьбой о заселении в Ставропольскую Казенную палату.

Без порта нет истории

Все же Темрюку удалось сохранить свою субьектность. В 1974 году здесь уже функционировали городские учреждения: общественный Банк, городское полицейское управление во главе с полицмейстером Докучаевым, почтовая контора, тюрьма, телеграфная станция, вольная аптека провизора Кундина, городская Дума во главе с городским головой, купцом 1-й гильдии Верхоглядовым, а также выполняли свои функции важные чины – городовой пристав Прогноевский и городской врач Яхонтов. Порт, хоть и не играл в первые десятилетия своего существования важной роли для экономики Кубанской области, но для Темрюка был градообразующим и способствовал росту численности его населения. Неизвестно, состоялась бы история города, если бы не наказной атаман Черноморского войска, генерал-лейтенант Григорий Иванович Филипсон, который исписал немало чернил в стремлении доказать «выгоды Темрюкской позиции» и по чьей протекции Темрюк в итоге обрел статус портового города.