Быт и уклад жизни на Тамани периода турецкого владычества был столь живописен, что иностранные путешественники того времени, бывавшие в области, именуемой Черкессией и включавшей земли Таманского полуострова, не скупились на подробные описания увиденного.

Согласно их отзывам, страна черкесов (адыгов) – они составляли основную часть её населения – вмещала в себя 26 дней пути. С запада она граничила с Керченским проливом, с юга – с Чёрным морем, с востока – с Грузией, с севера – с племенами ногайцев, тюркоязычными кочевниками. Таманский остров (так его географически определяли) из всех мест Черкессии был наиболее подконтролен туркам-османам.

Несколько отрывков письменных описаний средневековых авторов открывают нам картину хозяйственной жизни народов, населяющих Таманский остров-полуостров в то время. «В этой стране, – писал француз Жан Батист Тавернье (1605-1689 гг.), – почва настолько плодородна, что плоды прекрасно вызревают в изобилии, не требуя особого труда; у них нет других садов, кроме полей, покрытых дикими вишнями, яблонями, орешником, грушевыми и другими фруктовыми деревьями. Этот народ не сеет ни ржи, ни овса, а только ячмень для лошадей и просо для выпечки хлеба…»

А доминиканский монах Эмиддио Де Асколи дополняет информацию описанием кулинарного рецепта черкесского хлебного кушанья: «…взамен хлеба едят густо сваренное в котле просо, без соли, и называют его паста. Она делится на куски, которые подаются к трапезе. В Тумруке, на расстоянии доброго дня пути внутри Чиркасии мне пришлось питаться им целых восемь дней, и оно мне показалось очень безвкусным…» Эта паста, да ещё лакомство, состоящее из зёрен пшеницы, обожжённых на золе, были обычным походным пайком черкеса.

В Черкессии народ, будучи весёлым, поющим и танцующим, не гнушался напитком, этому веселью способствующим. Однако, как в один голос утверждают писатели-современники турецкой эпохи, виноград здесь не выращивали. «…Вина у них нет, – повествует Эмиддио Де Асколи, потому что там виноград не произрастает, но есть дикая лоза, указывающая на возможность его добывания…» Как импортный товар, в страну ввозили сушёные винные ягоды и чёрный виноград. А хмелеть предпочитали от водки из зерна и напитка, называемого бозой – отвар обдирного проса, разбавленный водой.

Что касается конкретно Таманского полуострова: турецкий разведчик и путешественник Эвлия Челеби в XVII веке не находил здесь ни садов, ни виноградников из-за холодного климата и горькой воды. Примечательно, но историк Ф.А. Щербина в 1913 году писал, что черноморцы, заселяя Тамань, застали после турков здесь сады и виноградники, доставшиеся тем ещё от предшественников – итальянцев и греков. Вот и разберись…

Елена Чуприна