Мария Кузьминична родом из Омской области, село Новологиново Большереченского района. «У нас очень красивые места. Село находилось в тайге на берегу реки Иртыш. В те времена люди в колхозе сеяли пшеницу, рожь, овёс», – рассказывает Мария Морозова.

Отец Марии работал в колхозе, мама была безграмотная, но хорошо шила. В семье было пять детей. Жили, работали. В 1937 году скоропостижно скончался отец.

– Страшную весть о начале Великой Отечественной войны мы услышали спустя три дня. Тогда новости до нашего удалённого села не сразу доходили. Все плакали, – вспоминает Мария Кузьминична. – Мужчин стали забирать на фронт, куда и ушли моих два старших брата. Один из низ погиб освобождая Польшу.

Как и в каждом селе, во время Великой Отечественной войны в Новологиново остались практически одни женщины и дети. Испытали голод и холод. От голода дети пухли. Но никто не умер. Спасал лес, где заготавливали грибы, ягоды, лечебные травы. Все жители продолжали работать на полях. Школа ни на один день не прекратила обучение детей.

В селе Новологиново во время Великой Отечественной войны жили впроголодь. Работали на полях и заботились об эвакуированных.

– В школу мама выдавала одну картофелину, чтобы покушать. А после школы – одну свёклу. Яйца мы не ели, хоть и куры были – всё сдавали для фронта, даже молоко от коровы. Ещё нужно было сдавать шерсть от овец. Но у нас их не было. Маме приходилось трудиться на нескольких работах, чтобы потом у кого-то купить шерсть и сдать для фронта, – вспоминает Мария Кузьминична. – В пятнадцать лет, когда я училась в старших классах, меня взяли работать вожатой. Я хорошо училась, и мне доверили присматривать за детьми в школе, так как их родители трудились с утра до ночи. За это мне выдавали в месяц три килограмма муки, три литра керосина и кусок мыла.

У нас в селе много было эвакуированных: поляки, евреи, эстонцы, немцы. Среди эвакуированных были и учителя, которые работали в нашей школе.

Все селяне им помогали, хоть и самим было трудно. Никто не обижал. В нашем доме жили две полячки.

Молодая учительница Мария Морозова преподавала русский язык и литературу. Потом стала учителем немецкого языка –
пригодились знания грамматики и произношение, которому
в годы Великой Отечественной войны в школе их обучала эвакуированная немка. Фото из семейного альбома.

После окончания Великой Отечественной войны Мария Кузьминична работала воспитателем в детском доме. Сама ещё юной девушкой помогала детишкам, потерявшим родителей, справиться с горем. Закончила педагогический институт в Омске по специальности преподаватель русского языка и литературы. Работала учителем в областном центре.

Через время вернулась в родную деревню Новологиново, туда, где великая река Иртыш, где бескрайняя тайга и мама была. «Преподавала русский язык и литературу. В одно время у нас не стало преподавателя немецкого языка. Мне предложили вести эти уроки. Тогда я вспомнила всю грамматику, произношение немецкого языка, которому меня когда-то обучала учительница – эвакуированная немка».

Мария Кузьминична Морозова в учреждениях образования проработала полвека. Четырежды избиралась депутатом поселкового Совета в своём родном Новологиново.

40 лет назад Мария Кузьминична переехала в Темрюк. Воспитала двух сыновей. У неё две внучки, три внука, один правнук и два праправнука. Предлагают бабушке-прабабушке переехать поближе к ним, в Новороссийск или Геленджик. Но Мария Кузьминична радуется жизни в Темрюке:
– У меня в Темрюке много знакомых. Я очень много двигаюсь: прогуливаюсь по улицам города. Спасибо за тротуары, по которым ходим не спотыкаясь. Люблю парк Пушкина. Вообще люблю классиков нашей литературы. Спросите меня – в свои 95 лет могу про любого рассказать и произведения зачитать, – говорит Мария Кузьминична Морозова.
Поздравляем с юбилеем, Мария Кузьминична!