30 января 1848 года: Начало  геральдической  истории Тамани

Сенатский указ «О гербе для города Тамани Черноморского казачьего войска» вышел 27 апреля 1848 года, но именно 30 января упомянутого года Российский император начертал на проекте таманского герба своею рукой: «Утверждаю. Герб города Тамани в Петербурге 30 января 1848 года. Николай I».

Этот росчерк царского пера положил начало геральдической истории казачьей Тамани. Гербовое изображение – условный рисунок. Однако тот, кто знаком с историей и природой Тамани, легко поймёт язык символов и аллегорий, раскрывающий суть изображенного.

Щит разделен крестообразно на четыре части. Княжеская корона, украшенная золотом и драгоценными каменьями, – это напоминание о некогда существовавшем на Таманском полуострове Тмутараканском княжестве, столицей которого была Тамань. Красная кирпичная стена над водой – не что иное, как построенная на берегу по приказу А.В. Суворова Фанагорийская крепость. За нею огнедышащая сопка – примета грязевого вулканизма на полуострове.

В третьей и четвертой части щита автор раскрыл природные богатства таманской земли – рыбные запасы и соляные залежи. Три бугра соли символизировали наличие на Тамани трех соляных озер – Маркитанского, Тузлянского и Бугазского (ныне Соленое).

Щит окружен зеленой каймой, на которой 21 золотая звезда означала число станиц в Таманском округе Черноморского войска. 

20 января 1879 года: Пиву в Темрюке – быть!

В этот день было выдано разрешение Городской думы Темрюка купцу 2­й гильдии Егору Левтерову на открытие в городе пивоваренного завода. Рапорт об открытии завода на имя начальника Кубанской области был скреплён подписью: «За городского голову – Е. Левтеров».

В то время место городского головы занимал отставной подполковник Франц Людвигович Гутовский, а обязанности члена управы исполнял Егор Васильевич Левтеров, что давало ему право подписи в отсутствие главного городского чиновника.

Завод открылся, судя по всему, не скоро. В справочных книгах Кубанской области за 1880, 1891 годы нет информации о действующем темрюкском пивоваренном заводе.

Промышленное пивоварение в Темрюке началось с конца XIX века, и этот «пенный» прорыв был связан с именем Богумира Францевича Вострого. Чех по происхождению, он был известен в предпринимательских кругах не только Темрюка, но и Новороссийска, где открыл пивоваренные заводы в Адамовой балке, на городской Водяной площади и в деревне Пшада.

Начиная с 1908 года имя Богумира Францевича уже не упоминается в официальных источниках как имя владельца заводов, его империя переходит в руки наследников. Темрюкский пивоваренный завод получил во владение Богумир Богумирович Вострый, прежде занимавшийся продажей пива в станицах Абинской и Славянской. А управление новороссийским заводом принял держатель пивного склада в Новороссийске и владелец пивной лавки в станице Варениковской Ярослав Вострый (по некоторым данным – Богумирович, по другим – Богданович).

Вообще, в источниках много разночтений в инициалах Вострых. В книгах об администрации, промышленности и торговле «Вся Донская область и Северный Кавказ» упоминается некий держатель пивных заведений в Темрюке Богдан Францевич Вострый, а основателя темрюкского пивоваренного завода составители справочников называют то Богумиром, то Казимиром.

Согласно справке краевого Госархива, в 1914 году на заводе в Темрюке работало двенадцать человек, а к 1925 году он уже находился в простое. «Бездействует, оборудование портится, подвалы залиты водой» – такая оценка его состояния была задокументирована ревизорами.

14 августа 1925 года президиум Темрюкского рай­исполкома постановил «принять срочные меры к охране зданий, оборудования и инвентаря пивзавода». Исходя из общей стоимости построек и оборудования завода (она составляла 16 588 рублей) и расчетной производственной мощности 75 000 ведер (в одном ведре 12,3 литра) пива в год, эксперты просчитали и затраты на реанимирование пивного производства. Чтобы запустить завод, требовалось 18 000 рублей. Но и в следующем, 1926 году производственные помещения продолжали пустовать.

12­-13 января 1918 года: Вся власть – Советам!

В ночь на 13 января Темрюкский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов взял всю власть в городе Темрюке в свои руки. Совет состоял из 68 большевиков и левых эсеров, шести меньшевиков. Анархисты вышли из Совета. В ходе переворота был образован Военно­революционный комитет, отстранивший действующего главу города Асмолова от управления.

Городская Дума ещё заседала 13 января, решая наболевший земельный вопрос, и в итоге решила его так, как требовала новая власть. Согласно постановлению думы, земельные участки в тридцати двух отведенных кварталах города Темрюка (в каждом – по 14 мест площадью 300 квадратных саженей) должны были быть распределены без торгов, по жребию, и в первую очередь – семейным темрючанам, не имеющим недвижимости в городе. Устанавливалась, можно сказать, символическая плата – десять копеек за квадратную сажень. Владельцам ветряных мельниц, которые находились в границах этих плановых мест, предлагалось освободить территорию в годичный срок.