Трансконтинентальную телеграфную линию строили на территории нескольких стран одновременно, устанавливали опоры с надписью «Siemens Bros London» в Великобритании, Германии, России, в Крыму, на Кавказе, в Грузии, Армении, Персии, Индии. Фирма «Сименс» существует до сегодняшнего дня. Для того времени проект был восьмым чудом света.

12 апреля 1870 года из Лондона в Калькутту был передан текст государственного гимна «Боже, храни королеву» вместе с табелем зарплаты телеграфистам. При этом скорость переданного сообщения была просто фантастической для того времени – 28 минут.

Так начал работу Индо-Европейский телеграф первой прямой трансконтинентальной линии Лондон – Берлин – Варшава – Бердичев – Одесса – Керчь – Екатеринодар – Сочи – Сухум – Тифлис – Эривань – Тегеран – Карачи – Бомбей – Калькутта протяжённостью 11 тысяч километров.

Управление Индо-Европейского телеграфа располагалось в Симферополе и Сухуми, а контрольные станции – на косе Чушка, в Темрюке, Славянске, Екатеринодаре, в посёлке Шабановском (сейчас посёлок в Северском районе Кубани), Джубге, Туапсе и Сочи.

С 23 августа по 11 октября 1923 года в работе телеграфной линии были многочисленные перебои, вызванные забастовкой советских служащих Индоевропейского телеграфа. Требовали от головной конторы в Лондоне изменения трудового договора служащих телеграфа. Бастовали организованно, при поддержке советского правительства, по всей протяженности линии.

От Керчи до косы Чушки кабель проложили по дну Керченского пролива. При прокладке подводного кабеля в районе Сочи глава фирмы Эрнст Вернер фон Сименс (Werner von Siemens) присутствовал лично. В этих работах участвовало несколько судов, гребных шлюпок, десятки матросов и солдат. На расстоянии 68 миль уложили 85,3 мили кабеля (берегового – около Джубги – 8 миль и около Сочи 5,3 мили и морского – 72 мили). Сложная технологическая работа была выполнена за шесть дней. На Кавказском участке кабель был изначально проложен по дну моря вдоль берега. Однако вскоре после окончания работ кабель порвался в нескольких местах из-за землетрясения. Эта авария поставила сроки сдачи телеграфа под угрозу срыва. Тогда было решено перенести трассу линии и проложить её по берегу, на столбах. Для переноса линии в нужные сроки требовалось много рабочих. Для этого Карл Сименс повысил строителям зарплаты, а также заплатил композиторам Ганске и Волхаберу большие гонорары, чтобы те написали «Марш телеграфистов».

На суше через каждые 150 метров были установлены телеграфные столбы. Воздушная линия в своём составе имела три медных провода, подвешенных через изоляторы на стальных и чугунных столбах. Два провода использовались Британией, а третий был проложен для нужд России.

Предположительно, от нашей территории шли две линии – одна на Екатеринодар по старому таманскому тракту, совпадающему с современной дорогой на Краснодар, другая – в Туапсе, Сочи и Абхазию. Как они снова соединялись и соединялись ли, никто не помнит. Говорят, в районе Джубги, что логично, согласитесь. На старинных планах линия идёт вдоль моря.

В Темрюке работал телеграфист, монтёры и контролёры, а станцию телеграфа охраняли конные казаки. Они базировались в переулке Базарном, на современной улице Кирова. Там, где сейчас детский садик, у них была конюшня. Охрана телеграфу, по всей видимости, требовалась. Чтобы не трогали повода, чугунные столбы, красивые изоляторы и прочее, даже запустили слух, что земля в трёх метрах вокруг каждого телеграфного столба считается британской собственностью, лично Её Величества королевы Виктории. Вряд ли так было в реальности, не знаем точно. Линия телеграфа была официально закрыта в 1931 году. До настоящего времени в Крыму и на Кавказе сохранились отдельные столбы Индо-Европейского телеграфа, поставленные в 1860-е годы, а в Симферополе и Сухуме сохранились здания телеграфа.

К арке в Темрюке мы привыкли. Если не ошибаюсь, арка не охраняется как культурное наследие. От арки до самой дороги идёт старая булыжная кладка. Раньше в Темрюке привозным булыжником мостили все улицы, а сейчас это редкость. Будете мимо проходить, рассмотрите. Там история на расстоянии вытянутой руки.