Право избирать местную власть жители города Темрюка получили во второй половине XIX века. В 1860 году был издан Именной Указ Государя об учреждении на месте станицы Темрюкской города и порта, управлять которым должен был назначаемый чиновник. Через пять лет должность начальника города и Канцелярию его упразднили. А 1867 году Александр II своим Высочайшим Указом от 12 мая № 44553 повелел открыть в Темрюке Городскую Думу из городского головы и «двух членов по выбору общества». «…Предоставить обывателям Темрюка избрать из среды своей Гласных, числом 50 человек, – говорилось в документе, – чтобы эти Гласные, представляя в лице своём всё городское общество, созывались в случае надобности для обсуждения общественных дел и постановления приговоров…».
В 1870 году вышло Городовое положение, в соответствии с которым во всех городах России выстраивалась система городского управления. В Темрюке Положение было введено в 1874 году. Привилегию избирать и быть избранными получили, конечно, не все. Каждый русский подданный наделялся избирательным правом, если он достиг 25-и лет и при этом владел хоть крошечным домиком, оплачивая с торгового или ремесленного промысла сбор в пользу города. В категорию избирателей попадали и состоятельные женщины-горожанки. Но лично голосовать они не могли, а должны были уполномочить распорядиться их избирательным голосом мужчину – отца, мужа, сыновей, зятьёв, внуков, родных братьев или племянников.
Реформа городского самоуправления 1892 года значительно сузила рамки общественной самостоятельности – сократился круг избирателей, усилился контроль «сверху» за действиями органов городского управления. Но важная примета демократического общества – выборные органы, не упразднилась. В конце XIX – начале XX века в Темрюке действовали учреждения городского общественного управления – Городская Управа и Городская Дума. Первая учреждалась как исполнительный орган, вторая выполняла распорядительные функции. Население, пользующееся правом избирательного голоса, выбирало гласных в Городскую Думу на четыре года, а Дума своим составом, путём закрытого голосования, избирала членов Управы и городского голову (он же возглавлял Управу и председательствовал в Думе). Насколько всенародными были выборы, говорят цифры: в первые годы XX столетия в Темрюке проживало около 15 тысяч горожан, из них правом избирательного голоса были наделены 255 человек.
От Александрова до Асмолова
Первым в списке градоначальников Темрюка значится отставной морской офицер Александров. Назначенный на пост начальника города и порта в 1860 году, а затем избранный на должность городского головы Темрюка, Александров держал бразды правления городом в самое время его образования. Многие коренные жители покидали тогда переименованную в город станицу, а сотни семей из упразднённых Анапы и Новороссийска заселялись на новое место жительства. В 1874 году городским головой был избран отставной подполковник, поляк Франц Людвигович Гутовский. В 1885 году официальные документы подписывает уже новый голова – И. Попов. Свой «карьерный рост» будущий управленец начал с содержания бани. Впоследствии занимался бакалейной оптово-розничной торговлей. Современники сообщают о нём, что, имея «хозяйскую хватку», он был безграмотен и мог разве что начертать свою подпись. Если верить всё тем же источникам, следующий голова Темрюка – черкес Левтеров тоже в науках был не силён. Он принадлежал к купеческому сословию. Кроме того, что Левтеров содержал конные почтовые станции, он владел ещё винокуренным заводом в станице Славянской, а в Темрюке – торговыми точками по продаже спиртных напитков.
Уроженец Екатеринославской губернии, потомок запорожских казаков господин Назаров был наоборот грамотным человеком. Ко времени своего избрания головой города он успел окончить юридический факультет, послужил в Тифлисе мировым судьей, отличился на госслужбе в Темрюке, проявился на общественной работе и заступил на новую должность, имея опыт управленческой работы. За восемь лет своего градоначальства Назаров немало сделал по устройству подъездных путей к городу, открыл несколько начальных школ, упорядочил доходную часть бюджета, «пробивал» вопрос открытия грязелечебницы на горе Гнилой. Многие свои начинания он не успел закончить. Во время служебной командировки Назаров скоропостижно скончался. Дальше, надо думать, для городской системы власти начались нестабильные времена. В мае 1895 года замещающим должность головы города упоминается Полунин. К сентябрю этого года в Темрюке уже новый избранный градоначальник – господин Благодарный, который впрочем, от новой должности пожелал отказаться, и Городская Дума вынуждена была решать вопрос об очередных выборах.
В следующей десятилетке (1895-1905 г.г.) пост городского головы занимал С.Ф. Асмолов. В его биографической справке сказано, что родился он в Темрюке, окончил местное двухклассное уездное училище, служил писцом Темрюкского городского банка. В 1893 году он был избран гласным Темрюкской Городской Думы и кандидатом на должность члена Управы, а дальше – выше. В бытность Асмолова началась осушка плавней, замощение базарной площади и городских улиц, перестроено было здание городской больницы, проложена Старотитаровская дамба от Дубового рынка к Темрюку, открыты новые школы, построены здания для учреждений образования и прочее, и прочее. Газеты того времени меж тем противоречивы в отзывах о городском голове Темрюка. Скандальную известность получила его выборная компания 1902 года. На выборах, состоявшихся 1 февраля, он обошёл своего соперника П.Н. Полунина с большим перевесом. Однако асмоловская победа не внесла согласие в два противоборствующих лагеря. Раскол в городском обществе воцарился на долгие годы. В Темрюк прибывали ревизоры с проверкой, и уже даже когда Асмолов служил в екатеринодарской Управе, вослед неслись письма-жалобы от бывших подчинённых: «… под годовые праздники он позволял себе держать служащих далеко за полночь…», «…не стеснялся увольнять их среди зимы, когда Темрюк отрезан от всего мира…», «… в газету, книгу заглянуть, завести разговор с посторонним – это целое преступление…».
В 1910 году городским головой Темрюка значится Семен Семенович Куличенко. Именно ему суждено было на следующих выборах в 1914 году выйти на политический ринг с «тяжеловесом» по части выборных баталий – Савватием Асмоловым. Этот бой Куличенко выдержал. Однако Савватий Фролович своих политических амбиций не умерил. После февраля 1917 года он все-таки сел в кресло головы города, сменив на этом посту Игнатия Голубова, и с переменным успехом держался в нём в смутные времена Гражданской войны. В июле 1920 года Асмолов был арестован большевиками и заключён в Иваново-Вознесенский концлагерь.
Не выборы, а коронация
Россия конца девятнадцатого столетия… Декабристы уже разбудили Герцена, разночинцы пошли в народ, будущие революционеры в ссылках вынашивают планы государственного переворота. Такова Россия второй половины позапрошлого века. Однако в это время она ещё монархическая держава. Выбирая на местах органы общественного управления, народ верховную власть в стране не избирал, но как величайшее событие отмечал коронацию царственных особ. Николай II и его супруга Александра Федоровна приняли корону Российской империи 14 мая 1896 года. По этому случаю, волна торжеств прокатилась по всем российским губерниям. Темрючане тоже получили кое-какие радости от «царского пирога». В честь знаменательного события должникам из среды беднейшего населения Темрюкская Дума простила их недоимки в городскую казну на сумму 10 тысяч рублей. Кроме того, городские власти распорядились об устройстве при Темрюкской больнице бесплатного приюта на трёх неимущих человек. В помещении Управы установили икону святых Николая Чудотворца и царицы Александры, чтобы ежегодно в памятный день верующие могли здесь «молебствовать о здравии и долгоденствии их величеств». После молебна жители Темрюка веселились на центральной площади города. Празднующим в этот день раздали четыре тысячи брошюр с иллюстрациями и патриотическими текстами, посвящёнными коронации царствующих супругов. Учащиеся всех городских школ получили ещё и «подарки из десерта». Вечером город осветился зажжёнными фитилями, звёздами, фонарями. Дневной Темрюк тоже одели в праздничный наряд – городские здания были украшены флагами и транспарантами. Большинство этих зданий не сохранилось до наших дней, как и городская часовня, строительство которой было начато в памятный год коронации последнего российского Императора.
Елена ЧУПРИНА.