Считали версты по столбам

Запорожские казаки прибыли на таманскую землю в 1792 году. В следующем году началось строительство Таманского шляха, и в 1794-м почтовые тройки уже неслись по грунтовому Таманскому тракту от одной станции к другой, поднимая пыль столбом и с трудом преодолевая броды.

Редкие верстовые столбы (не каждый из которых имел дощечки с указанием числа вёрст) и земляные «пирамиды» (предупреждающие знаки) помогали не сбиться с курса. На них вся надежда.

Пассажир, следующий по заданному пути, слушал свист ямщика-казака и молил в дороге – хоть бы ночь была светлой, хоть бы не попасть в распутицу или метель, отдохнуть бы с удобствами на ближайшей почтовой станции…

А на постоялом дворе его встречал «стриженный в скобку малый с издающими запах сапогами и заспанным в высшей степени лицом», который спрашивал подорожную и предлагал «приют, нагретый сенными объедьями» (объедья – недоеденный лошадьми корм – прим. авт.).

Обстановка в помещении почтовой станции не свидетельствовала о роскоши – «…жалобная книга на привязи у стола, всегда белая, да тёмное расписание на стене, и ещё хилые часы у дверей с привешенными к одной из гирь в виде добавочного жалованья старой подковой и таковым же напёрстком от косы…».

«В городах Тамани и Ейске, учреждены почтовые отделения, подведомственные войсковой конторе. Почтовый сбор в них составляется от денежных посылок и старых паспортов, отправляемых иногородними людьми ко двору, в Россию»
Из книги И.Д. Попка, «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту», 1858 год.

По почтовой дороге вплавь

В ранней казачьей истории Кубани главным назначением почтовых дорог являлась доставка корреспонденции. Они же, почтовые тракты, связывали населённые пункты Кубани. Ими пользовались чиновные люди, разъезжая по казённой надобности.

Чтобы проехать от Темрюка до Тамани путнику предстояло переправиться на пароме через Темрюкское и Ахтанизовское гирла. Между Таманью и Керчью тоже действовало паромное сообщение, а с оконечности косы Тузла на другой берег Керченского пролива переправлялись на дубах – больших лодках.

В Анапу по Таманскому тракту можно было добраться через Бугазское гирло, где тоже действовала лодочная переправа. Труднопроходимыми были темрюкские броды, пролегающие на несколько вёрст по узкому пространству между Ахтанизовским лиманом и Азовским морем. Иной раз приходилось раздеваться и, взяв платье на голову, пробираться через них вплавь.

Один путешественник, побывавший в Темрюке в 1856 году, так описывал этот участок почтового тракта: «На пути к Темрюку (от Голубицкой) дорога имеет вид реки, по обеим сторонам её высокий, сажени в 1,5-2, густой камыш, между которым едешь, как в коридоре. Я проезжал здесь в первых числах сентября, после очень сухого лета, и всё-таки пришлось ехать около семи вёрст водой, в которой колеса экипажа погружались по ступицы. Но весной и летом эта дорога почти вовсе не проезжая, хотя и составляет единственное сообщение между Таманью и внутренней частью Черномории…»

Почётная служба почтарём

На первых порах содержание почтового тракта, станций и троек являлось натуральной повинностью казаков Черноморского войска. Казаки несли службу в качестве почтарей, каждый курень поставлял лошадей и корм для животных по наряду.

Так, два моста – каменный и деревянный – на Темрюкском гирле были сооружены полковником, хорунжим Демьяном Поночевным в 1793 году. И чтобы их поддерживать в исправности, кошевой атаман Захарий Чепега своим ордером приказывал Поночевному привлекать разного звания людей, находящихся при рыбных заводах.

В 1843 году почтовая служба Черномории была отдана в откупное содержание по контрактам. Четырнадцать почтовых станций и 63 почтовые тройки по Таманскому тракту (от Екатеринодара до Тамани) получил «в аренду» могущественный Александр Посполитаки, винный монополист и хозяин рыболовных заводов на Кубани. Но долгое время ещё сухопутная дорога оставалась не самым надёжным путём сообщения.

С открытием судоходства по реке Кубань многие из тех, кому приходилось курсировать между Темрюком и столицей края, предпочитали гужевому транспорту палубу парохода.