22 марта 1916 года в департаменте железных дорог в Петрограде состоялось первое заседание комиссии, где обсуждался вопрос о строительстве железной дороги через Таманский полуостров.

Проект побережной железной дороги предполагал прокладку рельсов от Туапсе в северном направлении и основывался на изысканиях Общества Черноморско-Кубанской железной дороги. 12 марта городская дума Темрюка в своём заседании уполномочила голову города Игнатия Голубова вместе с областным инженером Юшкиным принять участие в этом съезде и добиваться на нем принятия выгодного для Темрюка решения комиссии.

Рассматривалось несколько вариантов прокладки железнодорожных путей. Проект ветки «Анапа – Керчь» был отклонён сразу, поскольку предполагалось, что такая дорога будет подвергаться размывам со стороны моря.

Темрюкский городской голова Темрюка Игнатий Иванович Голубов.

Вариант строительства линии от Анапы через Титаровскую на Тамань поддерживали представители Черноморско-Кубанской железной дороги, а строители отстаивали маршрут «Абинская – Темрюк – Тамань»: он, по их мнению, давал возможность перевозить грузы без зимних простоев. На заседании присутствовал керченский голова Аверкиев, который настаивал на маршруте «Абинская – Темрюк – Керчь» и доказывал несостоятельность идеи прокладки железнодорожной колеи по неустойчивой косе Тузле.

Минусом дороги через Тамань (Тузлу) Аверкиев считал и то обстоятельство, что её строительство повлечёт разрушение керченских рыбных заводов, приносящих городу ежегодную прибыль в 200 тысяч рублей.

Сегодня мало кто знает, что принц Александр Ольденбургский был Почётным гражданином города Темрюка. Это звание с одобрения российского императора было присвоено ему постановлением Темрюкской городской думы в июле 1916 года.

Голова города Темрюка Голубов держался того мнения, что железнодорожный путь следует прокладывать в направлении «Анапа – Темрюк – Керчь». И рассчитывал на то, что итоговый вариант железнодорожной ветки не обойдет стороной Темрюк, ведь накануне заседания комиссии Игнатий Иванович был принят Его Высочеством принцем Ольденбургским и обнадёжен его заверением: «Относительно железной дороги не беспокойтесь. Дорогу к вам сами проведут. Теперь у вас всё будет, я сам к вам поеду».

Известно, что правнук императора Павла I принц Александр Ольденбургский посетил Темрюк дважды – 31 марта и 20 апреля (по старому стилю) 1916 года.

Добро пожаловать, Ваше Императорское Высочество

Сто лет назад Темрюк стоял на пороге коренных экономических преобразований. Кубанская пресса пестрела оптимистичными прогнозами: «для Темрюка начинается новая эра», «наступает верный перелом к лучшему», «в самое ближайшее время Темрюк вынужден будет избавиться от многолетней спячки и превратиться в город кипучей деятельности – к нему железную дорогу проведут, порт улучшат, приступят к постройке водопровода, электрическим освещением обзаведутся». Словом, «заря культурной жизни загорается».

Из журнала «Кубанская мысль» от 24 июля 1916 года.

Жители и власти города связывали грядущие перемены с именем царственной особы – принца Александра Ольденбургского (он приходился правнуком императору Павлу I), который всерьез занялся проектом промышленной разработки полезных ископаемых на горе Миске и горе Гнилой и, лично участвуя в этом деле, в 1916 году дважды побывал в Темрюке.

В один из его приездов городской голова встречал представителя царской семьи словами: «Благодаря неутомимой энергии Вашего Императорского Высочества открываются в Темрюке залежи йода, метан и целебные грязи. Настоящий день никогда не будет забыт жителями Темрюка. В историю города могучее имя Вашего Императорского Высочества будет вписано золотыми буквами».

После Февральской революции 1917 года А.П. Ольденбургский, генерал от инфантерии и генерал-адъютант свиты Его Императорского Величества, сенатор, член Государственного совета, верховный начальник санитарной и эвакуационной части действующей армии был вынужден подать в отставку.

Возможно, если бы не исторический перелом эпох, Темрюк ещё в начале прошлого века превратился бы в «город кипучей деятельности», промышленный центр юга России. Ведь основатель курорта Гагры, один из создателей Императорского института экспериментальной медицины в Петербурге (ныне институт имени И. П. Павлова) Александр Петрович Ольденбургский умел доводить начатые проекты до конца.