«Тамань – довольно жалкий городишко, – написал Жюль Верн в сентябре 1882 года, – Неуютные дома, с выцветшими от времени соломенными крышами. Деревянная церковь, колокольня, постоянно закрытая непроглядной стаей ворон. Карета пересекла Тамань не останавливаясь. Так что Ван Миттен не смог посетить ни важный военный пост, ни крепость Фанагорию, ни развалины Тмутаракани».

Потом герои в течение часа следовали по южному побережью таманской бухты, замечая, что местность чрезвычайно благоприятна для охоты: «Пеликаны, бакланы, гагары, не считая дроф, прятались в этих болотах в количестве поистине невероятном.

– Я никогда не видел столько водоплавающей дичи! – заметил Ван Миттен. – На этих болотах можно выстрелить наудачу, и ни крупицы свинца не будет потеряно зря!»

Неужели в список знаменитых путешественников, побывавших на Таманской земле в XIX веке, стоит добавить имя знаменитого французского автора, чьими романами зачитывались не только подростки, но и не менее известные коллеги – Антон Чехов, Михаил Булгаков, Валерий Брюсов, Николай Островский?

Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в приморском городе Нанте, отец его был адвокатом, по его стопам должен был пойти и будущий писатель. Но Жюль отказался от карьеры юриста, отдав предпочтение литературе.
В одиннадцать лет он тайком от родителей нанялся юнгой на шхуну, отправляющуюся в Индию, но путешествие не удалось: отец отыскал беглеца через несколько часов и возвратил домой.

Получив диплом правоведа в Сорбонне, Жюль занялся литературным трудом. Его рождение как писателя-фантаста состоялось осенью 1862 года, когда он написал роман «Пять недель на воздушном шаре». Давний покровитель Верна Александр Дюма посоветовал ему обратиться к Этцелю, опытному издателю юношеского «Журнала воспитания и развлечения», где в начале 1863 года и был опубликован дебютный роман. А потом Этцель заключил с Верном долгосрочный договор, согласно которому он должен был писать три книги в год.

Поселившись в Амьене к северу от Парижа, Жюль Верн с энтузиазмом работал над циклом романов «Необыкновенные путешествия». Приведённые выше цитаты взяты из «Упрямца Керабана» – одной из самых увлекательных и весёлых книг великого фантаста, входящих в этот цикл. Роман вышел в свет в 1883 году. Старый турок-ретроград Керабан, противник всех новомодных штучек и изобретений, отправляется в путешествие вокруг Чёрного моря из-за нежелания платить копеечный налог за пересечение Босфора. Упрямого Керабана, сопровождают: его деловой партнёр, голландец Ван Миттен, со своим слугой, волею случая оказавшиеся в Стамбуле, и племянник турка молодой Ахмед, стремящийся поскорее завершить путешествие и отпраздновать свою свадьбу. Множество приключений, похищение невесты, стычки с разбойниками – это лишь малая толика испытаний, через которые проходят герои книги, движущиеся из Турции, через Грузию, в Крым и на Кубань.

«…через час после отплытия из бухты Еникале путешественники, лошади и карета причалили к оконечности косы, которая по-русски называется Южной. Карета без труда была выгружена на берег, и моряки получили изрядный капиталец. Упряжка смогла в один приём пройти четыре версты, отделяющие оконечность от городка Тамань. Через час она уже въезжала в него, и господин Керабан ограничился тем, что сказал племяннику:

– Воды Азовского и Чёрного морей недурно уживаются в проливе Еникале. Вот всё, что он сказал».

Жюль Верн с детства был одержим морем и при первой возможности стремился взойти на борт корабля. В 1859 он совершил путешествие в Англию и Шотландию, а через два года – в Скандинавию. В 1867 вместе с братом Полем он пересёк Атлантику от Ливерпуля до Нью-Йорка на борту «Грейт Истерн», – самого большого парохода того времени. Но больше всего писатель мечтал обзавестить собственным судном. В 1868 он заказал девятиметровую шлюпку, которую в честь единственного сына назвал «Сен-Мишель».

Жюль Верн проделал не одну тысячу миль по морям и океанам. Но ещё чаще путешествовал в своём воображении. В России Жюль Верн никогда не был. Большинство книг, в которых упоминается наша страна, он написал в тиши амьенского дома, черпая необходимые для работы сведения в библиотеке.

Именно поэтому ошибочное упоминание деревянной церкви (в Тамани была только каменная), и все эти выцветшие соломенные крыши, при том, что для Тамани характерны камышовые, – не более чем плоды воображения писателя, начитавшегося отчётов коллег-путешественников, некогда пересекавших воды Керченского пролива.

Таковых было много: английский миссионер Реджинальд Хибер (1806), шотландский доктор Роберт Лайэлл (1822), английский капитан Мэтью Джонс (1823), русский «француз» Анатолий Демидов (1837), немецкий путешественник Мориц Вагнер (1843), участник Крымской кампании Джон Телфер (1871) – все эти люди побывали в Тамани. В начале октября фрагменты этих путевых очерков можно будет прочесть во втором издании моей книги «Городишко».

Их-то, вероятнее всего, Жюль Верн и прочёл, прежде чем нарисовать в «Упрямце Керабане» не совсем правдоподобные виды Таманского залива и Керченской бухты с горы Митридат: «С этого возвышенного места открылся великолепный вид на бухту Керчи. На юге виднелись очертания оконечности полуострова. К востоку закруглились две полосы земли, окружающие Таманский залив по ту сторону пролива Еникале. Достаточно чистое небо позволяло разглядеть различные неровности местности и её курганы, или древние могилы, которыми она буквально усеяна».

Cпецифические условия русской действительности были знакомы писателю недостаточно. Как и некоторые другие западноевропейские авторы, писавшие в XIX веке о России, Жюль Верн допустил много ошибок в изображении исторической обстановки, ряд преувеличений, неточностей и анахронизмов.

Хотя о нравах и обычаях населения автор имел зачастую только приблизительные или даже полуфантастические сведения, ему всё же удавалось в рамках приключенческого романа воспроизвести отдельные реальные стороны жизни царской России, с неизбежными жандармами и казаками, чинившими препоны сумасбродному Керабану.

Жюль Верн создал около 70 романов, уместившихся в 88 томов, которые в 1906 году печатали в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве П.П. Сойкина в качестве приложения к журналу «Природа и люди». К сожалению, некоторые переводы были сделаны неточно и с сокращениями.

Отдельные произведения французского автора выходили во многих отечественных издательствах. С 1954 по 1957 год в Москве появилось новое, двенадцатитомное собрание сочинений Жюля Верна, а в 1958-61 годах в Ленинграде в трёх томах напечатали книги из цикла «История великих путешествий».

Последнее крупное издание выпускало в 1993-2010 годах московское научно-издательское объединение «Ладомир». В их книжной серии «Неизвестный Жюль Верн» вышло 29 томов с новыми, тщательно исправленными и выверенными по оригиналам, переводами. Интересующий нас «Упрямец Керабан» вошёл в пятый том серии, поэтому, если вам интересно узнать подробности воображаемого визита Жюля Верна в Тамань – отправляю вас к первоисточнику. Купить роман не составит большого труда.

Кстати, ещё в шести других романах Жюля Верна события протекают целиком или частично на территории России – «Михаил Строгов», «Клодиус Бомбарнак», «Драма в Лифляндии», «Цезарь Каскабель», «Найдёныш с погибшей «Цинтии», «Робур-Завоеватель».

Стоит заметить, что многим русским учёным Жюль Верн помог выбрать жизненный путь. Высоко ценили писателя химик Дмитрий Менделеев и «отец» аэродинамики Николай Жуковский. Изобретатель и основоположник советской космонавтики Константин Циолковский говорил: «Жюль Верн пробудил мою мысль, заставил её работать в нужном направлении». Хочется верить, что приключенческие истории французского писателя и сегодня способны пробудить в читателях страсть к исследованиям.

Валентина Малахова.

Карабетова гора. Фото: Евгений Харланов.

– Что происходит? Почему мы не едем? – спросил он. – Откуда этот шум?
– Это – грязевые вулканы, – ответил ямщик.
– Грязевые вулканы? – переспросил Керабан. – Кто когда-либо слышал о грязевых вулканах?
– Эти извергающиеся конусы в большом количестве покрывают поверхность Таманского полуострова.

Жюль Верн «Упрямец Керабан», 1887 год.

По сюжету романа знаменитого фантаста поставщик табака Керабан отказывается платить налог на лодки, пересекающие Босфор. Ради принципа упрямый турок решает объехать Чёрное море вокруг и попасть в Стамбул через Болгарию, Румынию, Крым, Кубань, Грузию. События происходили в воображении писателя, герои романов которого опускались на дно морское, достигали южного полюса и даже летали на Луну. Наши грязевые вулканы Жюль Верн вообразил как сотни огнедышащих кочек, фонтаны фейерверка с перекрещивающимися огненными струями. В этом было мало общего с действительностью.